Главная / Статьи / Арендный синдром

Арендный синдром

аренда

Рынок аренды торгово-офисных центров в Туле сейчас занимает выжидательную позицию: происходит некоторое замедление активности бизнесменов, ротация арендаторов.

Если проехать по Туле, то в каждом районе – и в центре, и на окраине можно увидеть множество разномастных вывесок и объявлений о сдаче площадей в аренду. «Такого не было раньше – еще 5 лет назад найти помещение для бизнеса было сложно – теперь сложно найти того, кто будет арендовать», – отмечает Вячеслав Кузнецов, директор Тульского Международного Бизнес-центра. – До кризиса ситуация была кардинально иная. Но торговые помещения и помещения под офисные центры – это немного разные истории. В Туле нет условного Wallstreet, где были бы сосредоточены все услуги. Потому оптимально, если в торгово-офисном центре будут спортклубы, питание, риелторские, туристичесике, страховые, банковские, языковые услуги – это дополнительный стимул для новых арендаторов и место, удобное для решения собственных бизнес-задач».

 

То замедление спроса, которое происходит сейчас, обусловлено несколькими причинами: одна из них прямо касается мелкого и среднего предпринимательства.

 

– Изменение законодательства в отношении ИП вызвало четкую тенденцию их ухода из офисов, теперь работа ведется, что называется, «с колес», – рассуждает коммерческий директор компании «ЭКО сервис» Федор Кондрашин, – Но крупный бизнес демонстрирует усиление требований к арендуемому офису: если раньше было достаточно 20-30 кв. м., то теперь эти цифры находятся на отметке 30-50 кв.м.

 

С другой стороны, уход арендаторов связан с ростом тарифов и увеличением стоимости содержания коммерческой недвижимости. Бизнес стал больше экономить – руководители задумываются над снижением издержек, о повышении рентабельности. «Есть даже случаи, когда руководитель отказывается от собственного кабинета и располагается вместе со всем коллективом, – говорит Вячеслав Кузнецов.

 

«Снижение издержек для федеральных ритейлеров – не принципиальный момент.Напротив,само присутствие в Туле для них уже является снижением издержек: у нас цены по сравнению с Москвой на порядок ниже, – поясняет Федор Кондрашин.

 

В разных районах ставки аренды отличаются принципиально – в центре в 2-3 раза выше, чем в Криволучье, к примеру. Что касается цен, то признаков снижения нет: последние 2-3 года цены находятся примерно на одном стабильном уровне, а в ходовых «топовых» местах (Первомайская, 9 мая, Советская) цены всегда будут высокими, и арендная плата будет повышаться. Разве что новые объекты при заходе на рынок демпингуют – но только на начальном этапе», – добавляет Вячеслав Кузнецов.

Тем не менее, в городе грядет открытие ряда новых крупных торговых центров – в условиях, когда их рентабельность под вопросом. «Торговые центры в Туле сейчас выживают в основном за счет крупных федеральных игроков, общепита и кинотеатров. Периодически «на ремонт» уходят 2-3-бутика в каждом центре, отсутствие парковки в пафосных местах автоматически приводит к уменьшению клиентопотока, франшизы брендов понемногу начинают «сдуваться», – заявляет Федор Кондрашин.

«Главный принцип торгового центра – location. Наиболее интересные и коммерчески выгодные места сосредоточены в центре. Площадей для нового строительства тут больше нет», – отметил Вячеслав Кузнецов.

 

В целом, процент свободных площадей увеличился, но говорить о критичности ситуации преждевременно. Если данная сфера становится непривлекательной, на какое-то время строительство и сдача в аренду новых площадей прекратится, и рынок будет более уравновешенным.

 

Источник business71.ru